Рекомендации родителям |
Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу подростка: |
- бытовые: хорошее питание, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий; |
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, радуйтесь малейшими достижениями, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи. |
- культурные: обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе; смотрите учебно-познавательные программы, обсуждайте увиденное. |
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п. |
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи. |
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их. |
5. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможною. Поэтому объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями. |
6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает. |
7. В старших классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. |
8. Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам. |
9. Помните, что по научно-обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий обучающиеся 9-10-х классов должны работать до 4 часов. |
10. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. |
Памятка учащимся от педагога-психолога |
Как планировать свою деятельность 1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности. 2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно. 3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты. 4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим. 5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа. 6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь. 7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем. Как воспитывать волю 1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель. 2. "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть", - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. 3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе". 4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты! 5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе. 6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями. Несколько полезных установок в общении 1 .Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок. 2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей. 3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить. 4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению. 5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность. 6. Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками. 7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней. Как решать мысленные задачи 1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия. 2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому? 3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию. 4 .В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши. 5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся? 6. Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат. Как развивать свой ум 1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга. 2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно. 3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке. 4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы. 5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности. 6. Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно! 7. "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют". Девять заповедей Мнемозины
Как совершенствовать свои способности
Как пользоваться своим воображением
Как управлять своими эмоциями
Как произвести первое положительное впечатление
|