РУС БЕЛ ENG

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений

Проблема противоправного поведения подростков становится все более актуальной в современном обществе, она не имеет границ и характерна, как для развитых стран, так и для развивавшихся. В современном российском обществе количество преступлений, совершенных несовершеннолетними год от года сокращается, однако проблема выявления причин преступлений, совершаемых несовершеннолетними в настоящее время является актуальной. Выявление данных причин необходимо для предотвращения правонарушений, совершаемых подростками. Несовершеннолетние преступники угрожают будущему развитию общества, асоциальные привычки, мировоззрение, взгляды, которые сформированы и приобретены в раннем возрасте, приводят к перестройке мировоззрения подростка. В результате происходит рост рецидивов и преступлений. Следует определиться с категорией «правонарушение», правонарушение — противоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений, виновное действие или бездействие субъектов права [1, с. 314]. Правонарушения дестабилизируют общественные отношения, они посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства. Следует отметить, что причинами правонарушений занимаются ученые различных отраслей знания: педагоги, психологи и юристы пытаются определить факторы, влияющие на поведение подростков. Такие педагоги, как Н.В. Силкина, К. Е. Игошев, считают, что несовершеннолетний преступник, как правило, ведет асоциальный образ жизни, у него устоявшиеся стереотипы антиобщественного поведения, это, как правило,  педагогически запущенный ребенок.

Можно попытаться провести классификацию причин правонарушений с точки зрения объективных и субъективных факторов. Объективные факторы тесно связаны с социальными процессами, которые влияют на развитие государства и общества, субъективные могут раскрыть глубоко личностные мотивы, мировоззрение, установки антиобщественного поведения несовершеннолетнего преступника. Современное общество характеризуется ростом городом, увеличением темпов общественного развития, однако развитие технологий и улучшения средств коммуникаций не приводит к уменьшению преступлений среди несовершеннолетних. Можно выделить объективные и субъективные факторы совершения преступлений среди несовершеннолетних. К объективным причинам можно отнести процессы урбанизации, так как распространения городского образа жизни влечет за собой разрушение культурных и моральных связей людей [3, с. 39]. Второй причиной является процесс маргинализации современного общества, который возникает в процессе конфликта подростка с окружающей средой и ведет к отчуждению социальных связей в семье родителей и детей. Уход в маргинальность предполагает разрыв всех традиционных связей и создание своего «уличного» мира, который постепенно выходит за рамки законности [3, с. 45]. Процессы миграции также оказывают отрицательное влияние на социальные, культурные и национальные связи, они часто прекращаются с отъездом в другой город или страну, что отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. К объективным причинам также стоит отнести насилие в семье, дети находятся в правовой зависимости от тех, кто его совершает. По данным статистики, ежегодно 50 тысяч детей убегают из дома из-за домашнего насилия, 25 тысяч находятся в розыске [3, с. 48]. Низкий уровень жизни большой части населения можно отнести к объективным условиям формирования детской преступности. Уровень наркотизации и алкоголизации среди малообеспеченных слоев очень высок, этот фактор также является причиной преступности. Несовершеннолетний из бедной семьи совершает преступления, чтобы выжить [4, с. 133]. Субъективные причины правонарушений несовершеннолетними, тесно связаны с личностью правонарушителя. В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое обладает склонностями, привычками, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе [3, с. 25]. В средствах массовой информации, через Интернет идет процесс распространения в среду молодежи стереотипов, которые способствуют формирования у подростка героизация антиобщественного поведения. В. Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года [5, с. 263].

Проблемы с психическим и физическое здоровьем, отставание на два или три года в развитии, нестабильность эмоционально-волевой сферы, индивидуализм, неуспеваемость в школе – таков портрет несовершеннолетнего преступника. Ученые отмечают, что правонарушители-подростки не интересуются последствиями своих действий, они мотивированы на исполнение своих желаний, не думая о последствиях. Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки правовым нормам общества. Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев считает, корысть, накопительство, стяжательство, разгульная жизнь, а также личная неприязнь, обида, месть, ревность, стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к праву, являются основными мотивами правонарушений [7, с. 795]. Большую роль играет в процессе взросления подростка влияние неформальной группы сверстников, часто оно бывает антиобщественным. Как правило, для подростка – правонарушителя важную роль в самооценке приобретает мнение его друзей, если это асоциальная группа, то они попадают в компании, которые совершают правонарушения [4, с. 264]. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений, платная основа дополнительного образования, способствуют формированию чувства отчуждённости, отсутствие интереса к учебе, управления своим поведением, все это способствует увеличению причин противоправного поведения.

Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Именно совокупность объективных и субъективных факторов и приводит к преступлениям и проступкам, совершаемых несовершеннолетними.

 

Список литературы:

  1. Абдулаев М. И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль. 2004. — 410 с.
  2. Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 551-554.
  3. Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. // Уголовное право. — 2012. № 4. — С. 23–28.
  4. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 262–269 с
  5. Крутько Е.А., Рубанцова Т.А. Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения – Новосибирск, : СГУПС, 2013- 99с.
  6. Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790–797.
  7. Шестаков Д. А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Правоведение. — 1976. — № 3. — С. 132–136.

 

 

Подготовила педагог-психолог                                                 Луговцова Е.И.

поделиться в: