РУС БЕЛ ENG

Дискуссия на тему: «Подготовка учащихся 4-го класса к переходу в среднее звено школы»

Дискуссия на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы»

Цель:

Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.

Задачи:

  1. учить  родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;
  2. развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: групповая.

Ход:

Здравствуйте уважаемые родители!

Закончена начальная школа. Кажется, что остались в прошлом главные трудности: привыкание к учению, урокам, учителю. На первый взгляд, новая для ребенка роль – роль школьника освоена успешно. Начало школьного обучения – серьезный момент в жизни любого человека. К этому событию большинство семей готовятся серьезно и ответственно.

Но ведь в жизни каждого школьника бывает и другой, не менее важный момент – переход в среднюю школу – в 5-й класс. И не каждый ребенок с легкостью делает шаг на эту новую ступень обучения.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Переход из начальной школы в среднюю неслучайно называют кризисным этапом в школьной жизни. Ведь значительно возрастает нагрузка на психику ученика, поскольку в 5м классе происходит резкое изменение условий и требований обучения. Вместо одного основного учителя у детей теперь есть классный руководитель и несколько учителей-предметников. Появляется система кабинетов, в которых поначалу многие дети путаются.         Разные учителя предъявляют к школьнику различные требования. Иногда именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов осложняет адаптацию у пятиклассников. Ребенку необходимо на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога.  Все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о “доброй” математичке или “вредном” историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Очень  важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от того, насколько ребенок готов к школьному обучению в средней школе, зависит  качество всего дальнейшего учения.

В адаптационный период вы можете заметить изменения в своем ребенке. Дети могут стать более тревожными, уязвимыми, могут появиться или усилиться различные страхи, застенчивость, робость. Или, наоборот, вдруг появляется “развязность”, чрезмерная шумливость, суетливость. Часто снижается работоспособность, ухудшается память, иногда нарушается сон, аппетит. Может снизиться интерес к учебе, нередко падает успеваемость, нарушаются взаимоотношения со сверстниками. Воспринимайте эти изменения спокойно, без паники. Подобные изменения в той или иной степени характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные явления бывают кратковременно и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

У адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Дискуссия:

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Обсуждение

Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:

  • рассогласованные требования учителей;
  • педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
  • ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
  • отсутствие индивидуального подхода к  учащимся.

Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.

В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности. Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

 

Немного о тревожности: Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

И напоследок, разрешите один совет – чаще улыбайтесь свои детям, обнимайте их, поддерживайте, целуйте и говорите что вы их ЛЮБИТЕ!

Спасибо!

Подготовила педагог-психолог                                            Луговцова Е.И.

поделиться в: