РУС БЕЛ ENG

Профориентация

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2023 №216 "Об установлении количества мест на условиях целевой подготовки""

План профориентационной работы на 2024/2025 учебный год

                                                                                                                     Утверждаю

                                                                                                                     Директор ГУО

                                                                                                                     «Средняя школа №6 г. Орши»

                                                                                                                     _______________О.В.Бойцова

                                                                                                                     «___»                        _2024

 

План профориентационной работы на 2024/2025 учебный год

 

Цель: содействие учащимся школы в профессиональном самоопределении, осознанном выборе будущей профессии.

Задачи:

  1. Выявление у объектов профориентационной деятельности интересов и склонностей к тем или иным отраслям человеческой жизни,
  2. Информирование о наличии профессий в данной отрасли.
  3. Формирование желания занять определенную нишу и помощь в его реализации.
  4. Повышение престижа рабочих специальностей, в том числе к сельско-хозяйственной отрасли.

№ п.п.

Содержание деятельности

Классы

Дата проведения

Ответственные

Организационная работа в учреждении образования

1

Оформление стенда «Уголок профориентации»

 

до 05.09.2024

Зам. директора по ВР Альберт С.П.

2.

Ведение рубрики на сайте учреждения образования «Центр профориентации»

 

В течение года

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

З.

Организация факультатива «Профессия моей мечты»

 

до 01.09.2024

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

4.

Проведение анализа результатов профориентационной работы за 2023/2024 учебный год

(вопросы трудоустройства и поступления учащихся)

 

До 10.09.2024

Зам. директора по УР Клыковская Л.И.

5.

Планирование профориентационной работы на новый учебный год

 

до 01.09.2024

Зам. директора по ВР Альбер С.П.

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

6.

Обеспечение классных руководителей документацией и методическими материалами по профориентации

 

по необходимости

в течении года

Зам. директора по ВР Альбер С.П.

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

7.

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению.

 

В течение года

Библиотекарь

Варлыга О.Г.

8.

Организация работы объединений по интересам декоративно-прикладного творчества

 

до 01.09.2024

Зам. директора по ВР Альберт С.П.

9.

Тестирование учащихся по вопросам профессионального самоопределения

9,11

Февраль, март 2025

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

11

Неделя профориентации

5-11

03-07.03.2025

Педагог-психолог Луговцова Е. И.

Классные руководители

12.

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

8-11

В течение года

Педагог-психолог Луговцова Е. И.

Классные руководители

13

Работа членов БРПО как профинформаторов с младшими школьниками

2-5

В течение года

Зам. директора по ВР Альбер С.П.

Работа с родителями

1.

Тематические консультации по темам:

- «Определение профессионального будущего»,

- «Возможности  получения  образования после 9  классов: типичные ошибки выбора».

9,11

(родители)

 

 

Февраль

 

 

Март

Педагог-психолог

Луговцова Е.И.,

 

2.

Индивидуальные консультации для родителей «Куда пойти учиться».

 

9-11

По запросу в течение года

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

3.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессии учащимися, факультативных занятий.

5-11

В течение года

Классные руководители Педагог-психолог Луговцова Е.И.

4

Организация встреч учащихся с их родителями-представителями различных профессий

5-11

В течение года

Классные руководители

5

Общешкольное родительское собрание «Как помочь своим детям в выборе профессии»

Приглашенные: представитель УТиСЗ, представители профессиональных учреждений образования, предприятий города и района.

9-11  классы

Май 2025

Зам. директора по ВР Альберт С.П.

 

6.

Привлечение родителей к организации экскурсий

9-11

В течение года

Классные руководители

7.

Подготовка рекомендаций родителям по выбору профессии ребёнка.

 

В течение года

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

8.

Организация встречи учащихся и родителей с представителями учебных заведений

9-11

В течение года

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

9

Организация выставки «Куда пойти учиться»

Родители выпускных классов

Май 2025

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

Работа с учащимися

1

Буктрейлер «Библиотечная профессия мифы и реальность»

5-11

Сентябрь

Библиотекарь

Варлыга О.Г.

2

Выставка — совет «Педагог – самая интересная профессия»

5-11

Октябрь

Библиотекарь

Варлыга О.Г.

3

Книжная выставка «Актуально. Интересно. Важно» (новые виды профессий).

5-11

Ноябрь

Библиотекарь

Варлыга О.Г.

4

Информина «Профессии, связанные с сельским хозяйством»

5-11

Январь

Библиотекарь

Варлыга О.Г.

5

Цикл выставок- советов «Моя будущая профессия...» (по страницам журнала «Кем быть»)

5-11

1 раз в месяц

Варлыга О.Г.

6

Неделя профориентации

5-11

03-07.03.2025

Педагог-психолог Луговцова Е. И.

Классные руководители

7

Встреча с работниками УТЗиСЗ с учащимися «Где можно трудиться в летний период»

9-11

май

Зам. директора по ВР Альберт С.П.

8

 

 

 

 

9

Организация и проведение экскурсий на предприятия и учебные заведения

8-11

В течение года

Педагог-психолог

Луговцова Е. И,

Классные руководители

10

Профориентационная работа с учащимися

5-11

В течение года

Педагог-психолог

Луговцова Е.И.

11

Анкетирование учащихся по вопросам профессиональных  намерений

5-11

февраль

Педагог-психолог

Луговцова Е.И.

12

Час психолога «Типичные ошибки при выборе профессии»

5-11

Апрель

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

13

Тестирование учащихся с целью выявления проф.направленности

9,11

Февраль, март

Педагог-психолог

Луговцова Е.И.

14

Проведения опроса по выявлению проблем подростков, состоящих на различных видах учёта, по профориентации

8-11

В течении года

Педагог социальный Сосновская К.Н.

15

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций для учащихся

9,11

В течение года

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

16

Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками

5-8

В течение года

Классные руководители

17

Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

5-11

В течение года

Учитель ИЗО, трудового обучения

18

Вовлечение учащихся в работу объединений по интересам

5-11

Сентябрь

Педагоги дополнительного образования

19

Встреча с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций, учебных заведений

5-11

По согласованию

Педагог-психолог Луговцова Е. И.

20

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся, подучётных категорий

 

В течение года

Педагог-психолог Луговцова Е. И.

21

Мир моих интересов

2-4

Сентябрь

Классные руководители

22

В поисках будущей профессии

9,10

Сентябрь

23

Мир профессией. Человек - техника

5-8

Сентябрь

24

Познай самого себя

9-11

Сентябрь

25

Все работы хороши выбирай на вкус

1-4

Октябрь

26

Профессии, которые можно получить в ССУЗах, УПТО города

9 «Б», 9 «В»

Октябрь

27

Мотивы выбора профессии

10

Октябрь

28

Конкурс визажист – интересная профессия

5-8

Октябрь

29

Мотивы выбора профессий

IX

ноябрь

30

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

2-4

ноябрь

31

Мир профессий. На страже закона.

7-9

ноябрь

32

Профориентация и медицинская профконсультация

9-11

ноябрь

33

О профессиях разных и нужных

2-4

декабрь

34

Мир профессий. Электронные помощники.

5-8

декабрь

35

Профессии, которые мы выбираем

10

декабрь

36

Профессии с большой перспективой

9

декабрь

37

Профессии наших родителей

2-4

январь

38

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Формацевт.

5-8

январь

39

Современный рынок труда

10

январь

40

Профессии наших мам. Самореализация

9

январь

41

Профессии наших мам.

5 «А»

февраль

42

Зачем нужно правильно выбрать профессию

9 «А»

февраль

 

43

Путь в профессию начинается в школе

2-4

февраль

44

Что нужно знать о будущей профессии

5-8

февраль

45

Ошибки при выборе профессии

9

март

46

Моя мечта о будущей профессии

3

март

47

Каждый выбирает по себе. Я умею.

8

март

47

Профессия с большой перспективой

9

март

49

Труд на радость себе и людям

2

апрель

50

Профессии моих родителей

6-7

апрель

51

Рынок труда г.Орши (с приглашением родителей)

11

апрель

52

Что век грядущий нам готовит

10

апрель

53

Искусство быть предпринимателем

9 «А»

май

54

Сделай выбор правильно

9 «Б»

май

55

Лето с пользой для будущей профессии

9

май

56

Труд и творчество- главный смысл жизни.

10

май

23

Организация школьной практики по окончанию учебного года

5-8

Июнь -август

Зам. директора по ВР Альберт С.П.

Классные руководители

Работа с педагогическими кадрами

1

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп

 

В течение года по запросу

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

2

Рассмотрение вопросов по профориентации на заседании МО классных руководителей.

 

 

Март

Руководитель МО классных руководителей Дударева А.В.

3

Организация для педагогов профконсультаций по изучению личности школьника: «Изучение профессиональных склонностей и интересов учащихся»

 

В течение года

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

4

Обеспечение участия учащихся в работе ремонтных бригад, работа на пришкольном участке

5-11

Июнь-август

Зам. директора по

АХР Дубкова О.С.

Классные руководители.

5

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся

 

 

Педагог-психолог Луговцова Е.И.

6

Оказание помощи классным руководителям в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

 

В течение года

Зам. директора по ВР Альберт С.П.

7

Координация деятельности учителей-предметников, работающих в классе, педагога- психолога, медицинского работника и других специалистов, решающих задачи профориентации

 

В течение года

Зам. директора по ВР Альберт С.П.

           

 

свернуть

Ссылки на сайты учебных заведений

Ссылки на сайты учреждений профессионального образования

Название учебного заведения

Адрес сайта

 

Полоцкий государственный экономический колледж

http://pgaek.by

 

Смольянский государственный аграрный колледж

http://sgak.by

 

Витебский государственный технический колледж

http://www.vgtk.by

 

Витебский государственный индустриально-технологический колледж

http://www.vgitk.by

 

Городокский государственный аграрно-технический колледж

http://ggatk.by

 

Лепельский государственный аграрно-технический колледж

http://lgatk.edu.by

 

Новополоцкий государственный политехнический колледж

http://ngpk.by

 

Оршанский государственный колледж продовольствия

http://ogkp.by

 

Оршанский государственный механико-экономический колледж

http://osmec.by

 

Полоцкий государственный химико-технологический колледж

http://www.gptk.vitebsk.by

 

Поставский государственный колледж

http://gptk.by

 

Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности

http://www.college-lp.by

 

Витебский государственный профессионально-технический колледж машиностроения им.М.Ф.Шмырева

http://vgpl1.by

 

Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства

http://vgptksp.vitebsk.by

 

Оршанский колледж ВГУ имени П.М.Машерова

https://okvgu.vsu.by/ 

 

Видзовский государственный профессионально-технический колледж

http://widzy-nptc.by

Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж

http://ogpllp.datacenter.by

Витебский государственный профессиональный лицей № 5 приборостроения

http://vgpl5.by/

Витебский государственный индустриальный колледж

http://vgik.by

Высокский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://vysokskylicei.by

Глубокский государственный профессиональный лицей

http://ggpl.vitebsk-region.edu.by

Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://dgpl.by

Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://kgplsp.vitebsk-region.edu.by/

Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков им.Г.В.Семенова

http://www.lyceum-textile.by/

Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://polotsk-gpl-shp.vitebsk.by

Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства им. Л.М.Доватора

http://ulla-gpl.by

 

Ссылки на сайты учреждений высшего образования

свернуть

Для вас, выпускники

Интернет-ресурсы по профессиональному самоопределению
развернуть

 

http://kudapostupat.by

Сайт содержит справочник профессий, новейшую информацию по изменениям в образовательной среде. Электронный справочник высших и средних учебных заведений Беларуси. Поиск ВУЗов и колледжей по специальностям.  . База частных объявлений. Мониторинг вступительной кампании.

 

http://www.abiturient.by

Каталог ВУЗов и специальностей. Информация приемных комиссий ВУЗов. Программы вступительных экзаменов по основным предметам. Мониторинг вступительной кампании.

 

http://www.metodkabi.net.ru

Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной. Посвящен проблемам профессионального и личностного самоопределения и адресован специалистам образовательных учреждений, На сайте представлены методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов.

 

http://www.proftime.edu.ru

Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной.  Сайт ответит на такие вопросы: как выбирать профессию, слагаемые успехи, профориентация в лицах, сопровождение профориентации.

 

http://www.proforientator.ru/tests

На сайте размещены экспресс-тесты, позволяющие осуществить профессиональную диагностику оптантам.

 

http://moeobrazovanie.ru/proforientacija_shkolnikov.htm

Сайт содержит методические разработки профориентационных занятий по различным учебным дисциплинам

 

http://www.profguide.ru/

На сайте представлена информация по профориентации школьников и взрослых

 

http://www.vashpsixolog.ru

На данном сайте представлены рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных учреждениях

 

http://testoteka.narod.ru/prof/1/03.html

сайт ТЕСТотека – набор диагностик, позволяющих определить профессиональные склонности, предпочтения как в обычном режиме (распечатать методику), так и в режиме on-line тестирования.

http://azps.ru/tests/tests3_labilnost.html

Методика «Интеллектуальная лабильность»

 

http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35006_1.html 

Методика профессионального консультирования: Российская электронная библиотека

свернуть

Как выбрать учебное заведение

Все абитуриенты, как правило, сталкиваются с одной важной проблемой ˗  проблемой выбора ВУЗа. А решение данной проблемы требует серьезного подхода и большого количества времени, т.к. необходимо найти ответы на ряд вопросов: какое направление подготовки и специальность выбрать, каковы преимущества и недостатки образования в государственных и негосударственных высших учебных заведениях, на какие моменты стоит обратить внимание при выборе ВУЗа, как оценить собственные силы и подготовиться к вступительным экзаменам в желаемый ВУЗ. Правильный выбор ВУЗа позволяет сделать первый шаг в построении собственной карьеры. Сделать правильный выбор вам помогут:

  • Министерство образования Республики Беларусь: http://edu.gov.by/

  • Республиканский институт контроля знаний:  www.rikz.unibel.by/ru/

  • Справочник абитуриента 2016 года ˗ информация об учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения, вступительных испытаниях, адреса, телефоны ССУЗов Республики Беларусь: http://www.tamby.info/college.htm

  • Электронный справочник абитуриента Республики Беларусь ˗ ВУЗы и ССУЗы Республики Беларусь: удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр.: http://www.kudapostupat.by/

  • Абитуриент.by ˗ система информационно-педагогической поддержки старшеклассников. Структура веб-сайта «Абитуриент» обеспечивает возможность просмотра мониторинга вступительной кампании в конкретном вузе, возможность просмотра мониторинга вступительной кампании по конкретной специальности для всех вузов, в которых по ней ведется подготовка: http://www.abiturient.by/

Централизованное тестирование – форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения высшего, среднего специального и профессионально-технического образования Республики Беларусь.  

свернуть

Сайты для старшеклассников: помощь в выборе профессии

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

Советы школьникам

Уделите достаточно внимания обдумыванию вопроса, кем бы вы хотели быть, какую профессию получить хотя бы на первом этапе своей самостоятельной жизни. Не послушайте лишнюю аудиокассету, не посмотрите лишний фильм, а подумайте о выборе профессии. А лучше – не раз и не два.

Познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми профессией, с точки зрения своего здоровья, характера, усидчивости, инициативности, умения устанавливать деловые контакты, вести разговор, желания учиться в последующем. Ведь получение профессии – это только начало профессионального роста.

Не обращайте внимания, если вам скажут, что профессия, которую вы хотите получить, не для вас. Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн математику даже на тройку знал слабовато. Его не единожды математик называл тупицей и добавлял: «Он никогда ничего не добьется». Но ошибся: фамилию учителя давно забыли, а Эйнштейна знает весь мир!

Советуйтесь с родителями по поводу своего выбора. Но помните: если кто-то из родителей будет вам говорить, что им нравится та или иная профессия и они хотели бы вас видеть в ней, – это их предпочтения, но никак не ваши. Только если эти предпочтения совпадают с вашими – к ним следует прислушаться. В другом случае решайте сами. Это должен быть ваш выбор. Вам работать по этой профессии. Она должна нравиться именно вам!

Если вы еще не разобрались в своем характере – узнайте, какую литературу по этому вопросу почитать. Обратитесь к школьному психологу. Чем больше знаешь по этому вопросу – тем проще сделать выбор. Полагаем, вы сами догадываетесь, что свойства характера и требования к профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера, продавца, наладчика оборудования, предпринимателя несколько разные. Помните: психологи утверждают, что существует около 30 типов талантов (интеллектов), из них 12 наиболее выраженных. А в каждом из них есть по четыре. Разница только в силе, с которой они в нас заложены. Но наиболее часто встречаются следующие:

1. Вербально-лингвистический – заключается в природной способности читать и писать слова. Им обладают журналисты, писатели, юристы, учителя.

2. Цифровой – имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.

свернуть

Ошибки при выборе профессии

Выбор профессии не всегда происходит гладко. Здесь возможны промахи и ошибки. Мысли о будущей профессии обычно приходят рано: то хочется быть военным или космонавтом, то учителем или артистом. Однако для этого необходимы определенные способности. Иногда, сформировав еще в детстве романтический образ профессии, возможно очень отдаленный от реальности, подросток сосредоточивается не на углубленном знакомстве с ней по литературе, произведениям искусства, практических попытках приобщиться к ней, а на пустых декларациях по этому поводу. Интерес как бы только провозглашается, но не пробуждает усилия в практическом направлении к ее реализации. К сожалению, подобная ситуация нередко создает только иллюзию выбора профессии.

Подростки, как и их родители, часто даже не подозревают о факторах, определяющих впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека. Для правильного выбора профессии подросток и его родители должны располагать информацией, как можно более полно отражающей определенные факторы. По мнению академика Е.А. Климова, можно выделить следующие компоненты, играющие важную роль при выборе профессии: информированность подростка; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план.Необоснованность намерений учащихся может быть вызвана разными причинами. Чаще всего — это слабая информированность о профессиях, рынке труда и рассогласованность факторов профессионального выбора.

Необоснованные профессиональные намерения могут сформироваться в результате отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.

свернуть

    поделиться в: